Учимся общаться

DSC 038В ГБУ "Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" в июне 2020г. были подведены итоги реализации проекта  "Учимся общаться" за очередной отчётный период. Несмотря на то, что занятия с воспитанниками  по причине ограничительных мер в связи с коронавирусной инфекцией, не проводились с середины апреля, специалисты смогли провести диагностику и представить результаты мероприятий по формированию коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

         Проект "Учимся общаться" реализуется  благодаря гранту Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (председатель Фонда - Гордеева М.В. Целевая группа - 50 воспитанников Мысковского детского дома-интерната, имеющие нарушения коммуникативного развития. Для реализации практической части проекта  5 педагогов реализовывали программу "Учимся общаться", проводили занятия по составленному расписанию, вели соответствующую отчётную документацию. В июне 2020 года педагоги-кураторы проекта  представили результаты заочной диагностики по состоянию на апрель 2020 года. Сбор информации и анализ основан на систематическом наблюдении за деятельностью воспитанника (во время прогулки, в ходе проведения досугов, режимных моментов). Каждое проявление коммуникативных способностей и умений оценивалось определенным количеством баллов. Результаты заносились в карты-протоколы

Цель обследования: определение динамических особенностей формирования коммуникативных навыков у воспитанников:

1. базовых (умение выразить просьбу, требование, желание);

2. социоэмоциональных (выражение чувств, эмоций, навыки социального поведения);

3. диалоговых ( умение начать, поддержать и завершить диалог).

В отчётах педагогов представлены результаты освоения воспитанниками Программы "Учимся общаться", Протоколы обследования и интерпретация результатов на каждого воспитанника. При составлении сводной таблицы результатов диагностики были выявлены следующие результаты:

на  репродуктивном уровне формирования коммуникативных навыков остались  18 детей; на достаточный уровень из нулевого и начального  перешли 2 воспитанника.

На протяжении учебного периода с ноября 2019 года по апрель 2020 года коррекционная работа на основе технологии ЛогоБОС осуществлялась в форме индивидуальных сеансов – занятий, 1-3 раза в неделю (с учетом индивидуальных особенностей воспитанников), продолжительностью 8-10минут. Тренировка в данных режимах позволила воспитанникам  овладеть дыханием с плавным, удлиненным выдохом.

В феврале 2020 года, для реализации проекта был приобретён интерактивный стол «ВиЭль». Была  проведена  работа по апробации занятий с воспитанниками на интерактивном столе «ВиЭль».  На протяжении учебного периода с января 202 0года по апрель 2020 года коррекционная работа осуществлялась в форме индивидуальных, подгрупповых – занятий, 1-2 раз в неделю (с учетом индивидуальных особенностей воспитанников), продолжительностью 10-15 минут.

Всего занятиями на интерактивном столе «ВиЭль» было охвачено 30 воспитанников шестью педагогами - кураторами.

         Подводя итоги третьего отчётного периода, можно отметить, что проведённые мероприятия демонстрируют  положительную динамику: воспитанники научились сосредотачивать внимание на предмете, проявлять двигательные, эмоциональные, голосовые реакции на раздражители. Для закрепления результата данная работа требует неоднократного повторения, поэтому работа по закреплению результата ведётся в тесном сотрудничестве с воспитателями групп. Дети стали отвечать на приветствия других людей, научились частично  комментировать происходящие события - я гуляю, рисую и т.п.  - с помощью подсказок педагога, жестов или карточек-символов. В значительной степени расширились возможности применения альтернативных средств коммуникации: карточки, фотографии. Воспитанники вступают в контакт со сверстниками на уровне тактильных сигналов, пытаются повторить за взрослыми игровые действия. Благодаря планомерной работе удалось к апрелю 2020г.  добиться такого показателя, как исключение нулевого уровня. Конечно, результат неустойчив (1 ребёнок достиг начального уровня, но близкого к нулевому), но благодаря закреплению, повторению динамика будет наблюдаться в дальнейшем.

В настоящее время перед участниками проекта стоит важнейшая задача - подготовка отчётных материалов дл проведения итоговой конференции, на которой педагоги поделятся положительным опытом с коллегами и родителями, заинтересованными темой формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.


4 марта 2020 года в Мысковском детском доме-интернате прошло мероприятие в рамках реализации проекта "Учимся общаться", направленное на распространение и обобщение опыта работы по формированию коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. На данном мероприятии присутствовали родители детей-инвалидов г. Междуреченска.

         Проект "Учимся общаться" реализуется в Мысковском детском доме-интернате с 15 апреля 2019г благодаря грантовым средствам  Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

         В ходе встречи  родители поделились проблемами, с которыми сталкиваются в повседневной жизни, задали вопросы, касаемые организации обучения и воспитания детей-инвалидов, в том числе неговорящих детей.

         Педагоги детского дома поделились опытом работы по формированию дополнительной и альтернативной коммуникации, рассказали о формах и методах работы. Интерес у родителей вызвал опыт использования в работе с детьми персональных коммуникаторов Go talk, так как данное устройство возможно использовать в работе с детьми с ДЦП.

         Родители отметили, что детям, проживающим в семьях, не хватает групповых форм работы, общения со сверстниками. Педагоги рассказали о том, как проводятся групповые занятия по игровой коммуникации с воспитанниками дома-интерната и предложили провести подобное занятие для родительских детей, чтобы родители на практике смогли перенять данный опыт.

         В целом, встреча прошла плодотворно, родители получили консультативную помощь, педагоги выразили желание на дальнейшее сотрудничество.


IMG 20200304 110052В Мысковском детском доме-интернате  уже в течение девяти месяцев реализуется инновационный социальный проект "Учимся общаться". Данный проект реализуется в рамках конкурса,   организованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     Благодаря финансовой поддержке Фонда в феврале 2020 года для работы по формированию коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития был приобретён интерактивный стол "ВиЭль". Это многофункциональное оборудование, безусловно, поможет педагогам Мысковского детского дома-интерната интереснее проводить занятия  с воспитанниками, решать поставленные педагогические задачи.

      Уже с первых дней ребята  оценили новое оборудование, с удовольствием ходят на занятия, осваивают навыки работы, выполняют с помощью педагога задания.

     Программа интерактивного стола "ВиЭль" содержит увлекательные занятия на преодоление общего недоразвития речи различного уровня. занятия позволят разнообразить формы работы с детьми, научат их работать в группе и самостоятельно.

     Всё оборудование, приобретённое в рамках реализации проекта на средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, используется в работе педагогов для достижения поставленных целей.


DSC 016425– 26 января 2020 г. в Мысковском детском доме-интернате прошел семинар на тему «Общение с неговорящим ребёнком: речь и дополнительная коммуникация",

организованный в рамках реализации социального проекта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Учимся общаться».

Семинар провели специалисты РБОО «Центр лечебной педагогики» (г.Москва)- Караневская Ольга Викторовна, дефектолог, к.п.н. и Бондарь Татьяна Алексеевна, логопед. В первый день работы семинара были включены следующие темы: альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК); аспекты коммуникации; лестница символизации; особенности общения с неговорящими детьми; досимволическая коммуникация; визуальные опоры в индивидуальной и групповой работ, обучение выбору. Во второй день деятельности педагогов рассматривались вопросы: диагностика коммуникативных умений  и создание программы обучения АДК ; обзор систем АДК: достоинства и ограничения разных вариантов. Выбор системы АДК в зависимости от психофизических и возрастных особенностей  обучающихся. Семинар включал в себя и теоретическую часть и практическую. В практической части педагоги под руководством коллег из Москвы участвовали в изготовлении коммуникативных альбомов, а так же учились с помощью карточек PECS составлять  режим дня, расписание занятий и др. для неговорящих детей. Все это необходимо для того, чтобы дети с разными возможностями – с нарушениями развития и без – жили и взаимодействовали в едином социуме. Такой подход позволяет каждому ребенку максимально раздвинуть границы мира, в котором он может реали­зовать свой интеллектуальный и социальный потенциал.


04В Мысковском детском доме-интернате продолжаются мероприятия по реализации социально значимого проекта "Учимся общаться",  который реализуется за счёт средств гранта, предоставленного Фондом поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

     В декабре 2019г была запланирована и  проведена  вторая супервизорская сессия для специалистов детского дома, участвующих в реализации проекта. Супервизию проводили специалисты ГОО "Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Здоровье и развитие личности". В ходе супервизии педагогами регионального центра был изучен ряд вопросов, касающихся практической части реализации проекта. В первую очередь был проведён анализ занятий с воспитанниками - участниками проекта, изучены применяемые методики и формы работы, даны соответствующие рекомендации. Педагоги Мысковского детского дома-интерната продемонстрировали использование в работе приобретённое оборудование: программно-индикаторный комплекс для профилактики и коррекции речевых нарушений методом БОС и коммуникаторы Go Talk.

     Далее была изучена текущая документация, позволяющая судить о ходе и результативности  занятий с воспитанниками. Также были обсуждены этапы подготовки к отчётной конференции, которая состоится в сентябре 2020года.

     Специалисты Кузбасского регионального центра дали положительную оценку работе педагогов Мысковского детского дома-интерната, отметили их профессионализм и неравнодушие к результатам работы.

В заключении работы сессии был составлен план меропритятий на супервизорскую сессию №3.


05В Мысковском детском доме-интернате реализуется практическая часть  инновационного социального проекта "Учимся общаться", ставшего победителем конкурса проектов, организованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

         С воспитанниками, участниками проекта, специалистами дома-интерната проводятся занятия по программе "Учимся общаться", состоящей из двух модулей. Выбор определённого модуля и соответственно содержания программного материала зависит от первоначальных коммуникативных навыков детей. С детьми проводятся индивидуальные занятия в оборудованных за счёт гранта кабинетах, вся результаты работы педагоги фиксируют в дневниках наблюдений, чтобы своевременно скорректировать индивидуальную программу ребёнка.

         Сегодня для качественной реализации мероприятий проекта приобретена необходимая оргтехника, а также реабилитационное оборудование. Было приобретено оборудование  "Лого. Программно-индикаторный комплекс для профилактики и коррекции речевых нарушений методом БОС", методика "Развитие и коррекция речи детей" (В.М.Акименко), карточки по альтернативной и дополнительной коммуникации (PECS), коммуникаторы  Go talk.

Реализация проекта "Учимся общаться" играет огромную роль в социализации воспитанников, имеющих проблемы коммуникативного развития. Уже на сегодняшний день можно говорить оположительной динамике как общего, так и коммуникативного развития детей-участников проекта.


06В Мысковском детском доме-интернате продолжаются мероприятия по реализации инновационного социального проекта "Учимся общаться", ставшего победителем конкурса проектов, организованного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     С сентября 2019г наступил новый этап в реализации проекта – практический. Педагоги, непосредственно работающие с воспитанниками целевой группы проекта, начали реализацию программы по альтернативной коммуникации. Этому предшествовала большая работа по диагностике детей и интерпретации её результатов, чтобы затем для каждого ребёнка определить тип программы и составить индивидуально ориентированный маршрут обучения.  Сейчас составлено расписание занятий с каждым ребёнком, проводятся индивидуальные занятия.

     Для того, чтобы начать реализацию практической части проекта, в течение июля и августа 2019г специалисты, участвующие в проекте, работали над составлением программы по альтернативной коммуникации. В результате кропотливой работы была составлена программа из двух модулей:

1. «Программа по формированию навыков жестовой и тотальной коммуникации с использованием оборудования  «Лого. Программно-индикаторный комплекс для профилактики и коррекции речевых нарушений методом БОС».

2. «Программа по формированию предметной и картинной символики с использованием визуально-графических средств и интерактивного оборудования».

     По результатам диагностики 12 детей начали заниматься по 1 модулю программы, и 38 детей по 2 модулю программы по альтернативной коммуникации.

     В вопросах организации диагностики и составления индивидуально ориентированных программ педагогам детского дома оказали помощь специалисты Кузбасского регионального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», которые провели первую супервизорскую сессию.  Всего запланировано четыре сессии, в ходе которых будет оказана методическая и практическая помощь педагогам, участвующим в реализации проекта.


0729 августа в Мысковском детском доме-интернате согласно плана реализации проекта «Учимся общаться» состоялась первая супервизорская сессия.

Специалисты Кузбасского  регионального института изучили документацию разработанную специалистами учреждения: рабочую программу по предоставлению социально-педагогических услуг коррекционного курса «Альтернативная и дополнительная коммуникация» для воспитанников с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития «Учимся общаться»; индивидуально ориентированную программу развития ребёнка (ИОПР), диагностику потребностей в поддерживающей коммуникации (методика С.Е. Гайдукевич); коммуникативную карту (методика Г. Домана) «Оценка коммуникативных навыков».

В ходе сессии супервизоры ответили на интересующие вопросы специалистов детского дома-интерната по организации диагностики, коррекционно-развивающих занятий. Педагогам были даны рекомендации по корректировке программы для её реализации, а также они получили консультацию по составлению индивидуально-ориентированных программ, обозначили разделы которые нужно  проработать и дополнить. В заключение сессии специалисты обсудили дальнейшие планы совместного сотрудничества.


08В июне 2019 года в ГБУ КО "Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" в рамках реализации проекта "Учимся общаться" прошли обучающие курсы для сотрудников по программе "Формирование коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития". Педагоги Кузбасского регионального института развития профессионального образования (г. Кемерово) в течение двух недель проводили занятия, где были затронуты важные методические вопросы организации работы с неговорящими детьми. Участники курсов познакомились с различными методами обучения коммуникации, в том числе  с использованием технических средств, с методами диагностики детей. В курсах объёмом 46 часов участвовали преимущественно педагоги, а также медицинские работники.

 


0915 апреля 2019г в ГБУ КО "Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" официально стартовал проект  "Учимся общаться". Данный проект стал одним из победителей конкурсного отбора инновационных социальных проектов, направленных на формирование коммуникативных навыков у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Инициатором и организатором конкурса является Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008г. №404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

     К участию в конкурсе были приглашены государственные учреждения, осуществляющие стационарное социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 49 заявок из 42 субъектов Российской Федерации поступило на конкурс, в итоге, по результатам двух этапов экспертизы, только 16 социальных проектов были утверждены Фондом для реализации.

     Команда специалистов Мысковского детского дома-интерната впервые  участвовала в подобном социально значимом мероприятии: на протяжении месяца рабочая группа педагогов разрабатывали документацию проекта, определяли целевую группу детей, составляли план мероприятий. работа была кропотливой, поэтому сообщение о том, что проект "Учимся общаться" вошёл в число победителей, стало волнительным моментом для педагогов учреждения.

10     Перед специалистами детского дома-интерната встаёт серьезная и ответственная задача по качественной реализации всех запланированных в рамках проекта мероприятий. Руководит рабочей группой по реализации проекта "Учимся общаться" директор ГБУ КО "Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" А.В.Мозгалёва, в состав рабочей группы вошли психологи, дефектологи и  логопеды дома-интерната, а также методист, фельдшер и главный бухгалтер.

   Целью проекта является построение функционирующей, коррекционной системы с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации для создания благоприятных условий развития детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития и их успешной социализации. Грантовая поддержка проекта составляет более 1 миллиона рублей, общий объём средств на реализацию мероприятий проекта (всего, с учётом собственных и привлечённых средств) – 1 235 000 рублей.

Целевая группа проекта - 50 воспитанников с тяжёлыми множественными нарушениями развития, у многих из них не сформированы даже базовые основы коммуникации, а это в целом затрудняет развитие детей. Для того, чтобы сформировать или скорректировать речь у данных детей более 40 специалистов детского дома пройдут обучение по использованию в практике методик альтернативной и дополнительной коммуникации. Уже в мае 2019г для педагогов Мысковского детского дома-интерната будут организованы курсы повышения квалификации по теме "Основы альтернативной и дополнительной коммуникации". Второй этап обучения запланирован на 2020 год. К обучению будут привлечены специалисты Кузбасского регионального института развития профессионального образования (г.Кемерово)  и  Центра лечебной педагогики г. Москвы.

     На деньги, предоставленные  Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будет приобретено также современное специализированное оборудование, программное обеспечение, которое позволит организовать работу по формированию и коррекции речи у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

     В реализацию проекта будут вовлечены родители детей, в том числе родители детей с инвалидностью, проживающие в г.Мыски,  которые, благодаря проектным мероприятиям смогут помочь своим детям развиваться  в домашних условиях и в повседневной жизни.

     Впереди  у педагогических, медицинских работников Мысковского дома-интерната много трудной и интересной работы, поэтому уже на начальном этапе все участники рабочей группы организуют свою работу в рамках закреплённых за каждым функций и обязанностей.

Зам. директора по УВР

Н.Г.Зелененкина