Методическая работа

19 октября в Мысковском детском доме-интернате прошел арт - тренинг для педагогов по профилактике синдрома эмоционального выгорания «Веер перемен».

50Педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию профессиональному  выгоранию. Это связано с тем, что профессиональный труд  педагога  отличает очень высокая эмоциональная нагрузка и  поэтому педагоги в большей мере подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания.

Целью данного тренинга является создание положительного эмоционального настроя, активизировать внутренние творческие ресурсы педагогов и способствовать самопознанию и самопринятию.

В начале тренинга была проведена игра «Приветствие» для создания  положительного эмоционального настроя и сплочение коллектива, игра  прошла весело и эмоционально, педагоги в кругу поздоровались друг с  другом  «своим способом» и стали единым целым, что помогло  для достижений поставленных целей и задач арт-тренинга.

В словесной игре  «Я», где каждый из участников обозначил свои хорошие качества. Продолжился тренинг игрой на  поддержку  и взаимопонимание «Я беру с собой в поход». Ведь как хорошо, когда тебя понимает и поддерживает твой коллега, он может услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и как важно понимать друг друга даже без слов.

В следующем упражнении  «Распредели по порядку» педагогам нужно было распределить  по порядку себя и значимых людей  своего окружения на их взгляд, также было предложено оптимальное распределение людей, в конце этого упражнения обсудили все предложенные варианты. В практической  части тренинга узнали о  предназначении талисманов и  сами создали свои волшебные талисманы «Веера перемен - удачи и везенья»,  из цветной бумаги, клея, красочных пайеток, лент, блесток изготавливали свои  веера.

В завершении в «Сенсорной комнате», с помощью релаксационных упражнений: «Снятие напряжения в 12 точках» и «Сеанса психофизической настройки»,  педагоги  смогли полностью расслабиться под спокойную музыку с использованием пением птиц, шума воды и  цветоэффектов оборудовании, где  снизили  психомышечное напряжение, активизировали через дыхание функции внутренних органов.

Тренинг прошел в доверительной, доброжелательной обстановке, педагоги получили хороший заряд энергии, положительных эмоций и пожелание больших перемен к лучшему в здоровье, семье и профессиональной деятельности!

Провела арт-тренинг педагог-психолог Рудниченко Е.Н.

13 октября 2022г. для педагогов Мысковского детского дома- интерната прошёл семинар- практикум на тему «Развитие речевой активности у детей с ментальными нарушениями и коммуникативных навыков с помощью логопедического воздействия, АДК и элементов театр

49Открыла семинар методист Т.К.Хаджиева  с классификацией нарушений психического развития В.В.Лебединского. Она рассказала о типах дизонтогенеза и их характеристик, что поможет педагогам более глубоко понять типологию нарушений и поможет избежать неповторимых ошибок в коррекционной работе, которые губительно скажутся на всей дальнейшей жизни воспитанников. Далее Татьяна Киприяновна напомнила присутствующим о правильной оценке качества усвоения детьми материала по дополнительным программам и характере их динамики, а также возможных причинах отсутствия положительной динамики. Методист кратко рассказала и о нарушениях развития (слух, ДЦП,зрение, речь),  причинах их возникновения и проявлениях. В завершении выступления Т.К. Хаджиева пояснила, что необходимо педагогам  знать при развитии высших психических функций ( речь) у детей с нарушением интеллекта.

Логопед  Босс А.А. познакомила педагогов с методами и приёмами логопедического воздействия на речевую активность у детей с ментальными нарушениями, а  логопед  Новикова О.В. выступила по теме самообразования «Формирование лексической стороны речи с помощью средств дополнительной альтернативной коммуникации». 

Алла Анатольевна и Олеся Владимировна в интересной и доступной форме провели два занятия по своим темам. Присутствующие педагоги побывали в  роли детей, выполнив все упражнения, задания, физминутки и многое другое на этих  логопедических занятиях.

Воспитатель О.Н. Ертышова поделилась опытом работы по теме «Использование элементов театральноготренинга для развития коммуникативных навыков воспитанников».  Оксана Николаевна пояснила, что тренинг-это школа общения и целесообразно учить детей коммуникабельности, развивать у них внимательность и наблюдательность. А театр же- это всегда партнерство, существование в коллективе, где дети учатся творчески мыслить, слушать и видеть себя, слушать и видеть другого сверстника. Далее поделилась опытом работы по данной теме.

В заключении заместитель директор по УВР Н.Г. Зелененкина подвела итоги семинара. Поблагодарила специалистов коррекционной службы за организацию мастер-классов и прокомментировала свои рекомендации по дальнейшему использованию АДК и развитию речевой активности у детей с ментальными нарушениями в коррекционно- развивающем процессе.

09.09.22 года в Мысковском детском доме –интернате прошёл педагогический совет на тему «Новые горизонты в работе педагогического коллектива МДДИ».

47По первому вопросу выступила заместитель директора по УВР Н.Г.Зелененкина с отчетом о работе педагогического коллектива за 2021-2022 учебный год. Ею были озвучены основные направления деятельности педагогической  и коррекционной служб на 2022-2023 учебный год. Наталья Геннадьевна познакомила присутствующих с воспитательным планом работы дома-интерната и  планом методической работы на 2022-2023 учебный год.

Далее выступили психолог Елена Николаевна Рудниченко, логопед Алла Анатольевна Босс. Они рассказали о своих  приоритетных целях и задачах образовательной деятельности на новый учебный год.  Алла Анатольевна познакомила присутствующих с годовым планом консультативной работы и поделилась с воспитателями своими рекомендациями по развитию активной речи у воспитанников на их занятиях.

В заключении   выступила с итогами тематического, обзорного контроля "Документация педагогов"  методист Т.К.Хаджиева.  Она рассказала, что у 95% педагогов документация (программы, КТП, расписание, циклограмма, паспорта групп и кабинетов) методически грамотно оформлена, содержание программ соответствует уровню развития и возрастным особенностям ребенка. У 5% педагогов подготовка к новому учебному году находится на разных ступенях. У одних не до конца сделан паспорт группы, у других паспорт кабинета, нет перспективного плана развития кабинета.

РЕШЕНИЕ:

1.Работу педагогического коллектива за 2021-2022 учебный год признать удовлетворительной. Оздоровительную работу с детьми в летний – оздоровительный период 2022 года признать удовлетворительной.

2.Утвердить план воспитательной работы, план методической работы и план консультативной работы коррекционной службы  на 2022-2023 учебный год.

3.Рекомендации специалистов коррекционной службы принять к сведению.

4. В срок до 16.09.22г. доделать всю документацию и сдать её в методический кабинет.

14, 21 и 28 сентября методист Хаджиева Т.К. приняла участие в Муниципальной педагогической мастерской «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»

4514, 21 и 28 сентября методист Хаджиева Т.К. приняла участие в Муниципальной педагогической мастерской  «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» (руководитель Коневич Н.Н.методист МБОО ДО ЦДО, специалист МОЦ УО МГО).

Мастерская проводилась с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников, которые осуществляют свою деятельность в сфере дополнительного образования.

Работа мастерской состояла из теоретической и практической части. Подробно познакомились с главными составляющими разделов №1 "Комплекс основных характеристик программы" и №2 «Комплекс организационно-педагогических условий программы».       Участники данного мероприятия подробно изучили нормативно-правовое обоснование структурных элементов, структуру  ДООП, методическое обеспечение программы, материально-техническое обеспечение программы, познакомились с видами оценочных  материалов и правильным составлением календарного учебного графика и мн.др.

06 октября в центре дополнительного образования пройдет итоговая встреча всех участников мастерской. С педагогами проведут рефлексию, обсудят важные моменты при разработке  дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. И в заключение каждому  педагогу вручат Сертификат об участии в педагогической мастерской. 

31 мая 2022г. в Мысковском детском доме-интернате состоялся педагогический совет по теме «Социализация детей с ОВЗ в соответствии с современными требованиями»

44Цель педсовета: формирование системы общих взглядов и мотивации педагогического коллектива, обеспечивающих успешность коррекционно-воспитательной деятельности и социализации детей в соответствии с современными требованиями к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью.

План проведения педсовета:

-информационно-просветительская работа с педагогами, обеспечивающая успешность коррекционно- развивающей деятельности и социализации детей в соответствии с требованиями новых стандартов -доклад зам.дир по УВР Н.Г.Зелененкиной.

 -выступление (обмен опытом) воспитателей Сазоновой Р.П., Вдовенко Г.А. о наиболее эффективных путях, оптимальных для успешной социализации детей с ОВЗ.

-«Социализация детей с ОВЗ в соответствии с современными требованиями»- доклад Т.К.Хаджиевой.

По первому вопросу выступила зам.дир по УВР Н.Г.Зелененкина. Она провела информационно-просветительскую работу с педагогами. Рассказала о коррекционно- развивающей деятельности и социализации детей в соответствии с требованиями новых стандартов, а также напомнила о том, что деятельность педагогов строится на:

-Федеральном законе № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";

-Федеральном законе № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в РФ";

-Федеральном законе № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 года (ред. 13.07.2020) "Об основах социального обслуживания граждан в РФ";

- Постановление № 517 от 22 декабря 2014 г. "Об утверждении порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в стационарной форме
социального обслуживания"
и др.

По второму вопросу выступили воспитатели Сазонова Р.П., Вдовенко Г.А. Они рассказали о наиболее эффективных путях, оптимальных для успешной социализации детей с ОВЗ и пояснили , что социализация выполняет в обществе три основных задачи :

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;

2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения. Далее педагоги поделились собственным опытом по развитию социализации у детей с ОВЗ через игровую деятельность, экскурсии, заполнение бланков на оплату ЖКХ и мн.другое.

По третьему вопросу выступила методист Т.К.Хаджиева. Она пояснила присутствующим, что  личность в  процессе своего формирования проходит следующие стадии социализации:

1) имитацию – копирование детьми поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение.

Далее Т.К. Хаджиева познакомила педагогов с понятиями -социализация, социальная адаптация, интеграция, реабилитация и основными задачами социализации: пробуждение социальной активности; воспитание чувства собственного достоинства; максимальная индивидуализации обучения; формирование стремления к самоопределению; формирование способности к выбору жизненной позиции; формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества; формирование навыков правильного поведения; трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда; развитие творческих способностей.

         В заключении методист с коллегами проанализировали и  обсудили общие правила коррекционной работы, основные принципы коррекционно-развивающей работы, а так же эффективные приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии

(игровые ситуации; игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация; творческая деятельность).

По итогам работы педагогического совета специалисты и воспитатели учреждения обсудили предложенные формы, методы, приемы, принципы работы, приняли решение:

-педагогическому коллективу интерната на основе наработанного опыта продолжить систематическую целенаправленную работу с детьми разных возможностей и способностей в соответствии с современными требованиями.

Рекомендовать:

- проводить мониторинг уровня развития и воспитания детей с  разными возможностями и способностями;

-специалистам коррекционной службы активизировать психолого-педагогическое, логопедическое  сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов и информировать воспитателей об особенностях и перспективах обучения и развития детей;

-всем педагогам максимально использовать индивидуализацию коррекционно- развивающего процесса и другие основные задачи социализации.

12 мая 2022г. в Мысковском детском доме-интернате для детей с ментальными нарушениями для педагогов прошёл семинар-практикум «Организация и оформление предметно-развивающей среды»"

42В начале семинара методист Т.К.Хаджиева напомнила присутствующим, что развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной средыпредставленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Предметно-пространственная среда в нашем учреждении служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой. Ведь во время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.

         Дальше воспитатели, Калугина Н.А., Аракелян Н.И., Мурзина Н.В., Журавлева Т.В. , поделились своим опытом работы по теме семинара.

Во всех выступлениях видно, что педагоги стараются, чтобы среда, окружающая детей в учреждении, обеспечивала безопасность их жизни, способствовала укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно-эстетических способностей. И в заключение коллеги рассказали о принципах предметно-пространственной развивающей среды, которых они придерживаются в своей работе:

-среда должна выполнять  развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

-среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

Далее зам.дир по УВР Н.Г.Зелененкина прокоментировала итоги проведенного в учреждении смотра-конкурса кабинетов (групп) «Лучшая предметно развивающая среда ". Высказала замечания и советы по организации развивающей среды педагогам, которые не попали в число победителей, а педагогам, занявшие призовые места Наталья Геннадьевна вручила грамоты и памятные подарки.

В завершении семинара методист Т.К.Хаджиева выразила благодарность всем участникам смотра-конкурса и данного семинара , а так же пояснила , что созданная предметно-развивающая среда во всех группах вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительное отношение к детскому дому, желание с интересом жить в нем, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию (рекомендация: продолжить работу по оснащению и оформлению групп, сделать удобную домашнюю атмосферу , стараться обновлять оборудование предметно-пространственной развивающей среды по мере необходимости, в связи с возрастными особенностями развития детей).

08 апреля 2022г. в Мысковском детском доме-интернате состоялся очередной плановый педагогический совет по теме: «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в системе «воспитатель — ребенок» — Способы вовлечения детей в разные виды деятельности

41По первому вопросу выступила методист Т.К.Хаджиева. Она рассказала, что уважение к личности ребенка отражает целостное отношение взрослого к ребенку и выражается в конкретных действиях, установках и поведении воспитателя. Взрослые признают право ребенка на собственные желания и предпочтения, предоставляя ему право выбирать игры, игрушки, занятия и партнеров по игре и избегая принуждения. В повседневном общении они обращаются к каждому ребенку по имени; доброжелательно, вежливо и сочувственно отвечают на вопросы и просьбы детей; проявляют внимание к настроению, успехам, неудачам детей; поддерживают стремление детей к самостоятельности в играх, занятиях, выполнении распорядка дня; не прибегают к телесным наказаниям или другим дисциплинарным методам, которые причиняют боль, пугают или унижают детей. Далее Т.К.Хаджиева познакомила с некоторыми способами вовлечения детей в разные виды деятельности и пояснила, что воспитатели часто сталкиваются с проблемой, когда ребенок отказывается от какого-либо вида деятельности (изобразительной, музыкальной, совместной игры и т.д.). Например, он не хочет делать что-то вместе с другими, предпочитая играть в одиночестве с любимой игрушкой. В таких ситуациях возможны различные вариации поведения взрослого. В заключении работы над данной проблемой методист предложила обыграть три варианта взаимодействия воспитателя и воспитанника.

По второму вопросу выступили воспитатели Забирова А.А., Орлова Л.Н., Шпак И.В.. Они поделились своим опытом работы по реализации личностно- ориентированных подходов в практике воспитания. А, так же пояснила, что для

реализация личностно-ориентированного воспитания требует от воспитателя соблюдения следующих требований:

  • использовать разнообразные методы, приемы, формы, способы раскрытия субъективного опыта учащихся, выявления их черт характера, вкусов, взглядов;
  • как можно больше опираться на самостоятельную активность, то есть не столько направлять, сколько организовывать и направлять деятельность детей
  • вовлекать детей в самостоятельную или совместную постановку развивающих целей, планирование деятельности
  • Поощряйте детей самостоятельно выбирать и применять социально приемлемые модели поведения.
  • создавать ситуации педагогического общения, в которых каждый ребенок может проявить инициативу, самостоятельность и избирательное поведение
  • Предоставить возможности для естественного самовыражения воспитанника;
  • поощрять учащихся к самовыражению, анализу мотивов и способов собственного поведения и поведения других учащихся, вынесению оценочных суждений на соответствующем возрастном уровне;
  • стремиться поощрять и оценивать не только действия, но и потребности, мотивы, методы деятельности, направление деятельности и степень самостоятельности.
  • вовлечь каждого ребенка в обсуждение целей и результатов обучения, успешных шагов, причин успехов и неудач, отношения к деятельности (что хотелось повторить, а что сделать по-другому).

По третьему вопросу выступил педагог дополнительного образования Жгут С.Ф.. Он рассказал о личностно- ориентированных технологиях в системе социально- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Далее педагог поделился с коллегами своим опытом работы по данной теме.

По четвертому вопросу выступила методист Т.К.Хаджиева. Она ознакомила с методами личностно- ориентированного воспитания: методы формирования сознания; методы организации деятельности и формирования опыта поведения; методы стимулирования.

По итогам работы педагогического совета специалисты и воспитатели учреждения обсудили предложенные формы и методы работы, приняли решение:

  • Педагогическому коллективу учреждения на основе наработанного опыта продолжить систематическую целенаправленную работу по внедрению личностно ориентированных технологий сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

2.Педагогам интерната применять  в своей работе с детьми «Способы вовлечения детей в разные виды деятельности» и «Методы воспитания»- срок: постоянно;

3. Организовать в течение следующего учебного года взаимопосещение занятий и воспитательских часов с целью обмена опытом работы по внедрению личностно- ориентированных технологий сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья ;

4.Вести мониторинг уровня воспитания детей с разными возможностями и способностями.

30 марта в Мысковском детском доме-интернате педагогом- психологом Рудниченко Е.Н. был проведен тренинг «Ветер перемен»

3930 марта в Мысковском детском доме-интернате педагогом- психологом Рудниченко Е.Н. был проведен  тренинг «Ветер перемен»,  направленный на профилактику синдрома эмоционального выгорания педагогов. Он прошел в сенсорной комнате.

Педагоги в ходе тренинга живо и активно включились в дискуссию по поводу причин профессионального выгорания, ответили на тесты: «Экспресс-оценка выгорания», и на выявления внутренних скрытых переживаний. Познакомились с разными техниками психоэмоционального напряжения. Выполнили упражнения на снятие мышечных зажимов и развития эмоциональной саморегуляции, которые помогают справляться со стрессом: «Вытолкнуть агрессию», «Сбросить груз, накопившихся проблем», «Молодец!». С интересом педагоги  выбирали аффермации (позитивные утверждения), которые стали их девизом на каждый день.

В конце тренинга освоили одну из релаксационных техник–аутотренинг «Источник», который позволил расслабиться под спокойную музыку с пением птиц, шума воды, с включением цветоэффектов оборудования.

После проведения тренинга многие отметили снижение уровня напряжения, улучшение настроения, и повышение уверенности в своих силах!

21 марта в Мысковском детском доме-интернате для детей с ментальными нарушениями для педагогов прошёл семинар "Мониторинги и их значение

36Знакомство с различными мониторингами: мониторинг адаптации поступающих детей, мониторинг социальной компетентности, мониторинг прохождения коррекционно-развивающих занятий".

В начале семинара методист Т.К.Хаджиева напомнила присутствующим о значении мониторингов в работе педагогов. Она выделила три основных мотивов использования диагностик (мониторингов): 1. мониторинг развития и социализации ребёнка описывает социальный портрет ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития; 2. даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы; 3. позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития детей и скорректировать работу с группой воспитанников. Далее коллективно рассмотрели два значимых принципа, с учетом которых осуществляется педагогический мониторинг: от зоны актуального развития – до зоны ближайшего развития (возможность отследить то, что ребёнок способен делать самостоятельно, а что при некоторой поддержке взрослого); экологичность (сравниваются, прежде всего, результаты развития «сегодняшнего» ребёнка с ним «вчерашним»).  Так же рассмотрели способы ведения записей результатов наблюдений и техники наблюдения (регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карта наблюдений воспитателя, «Портфель» или образцы работ и т.п.).

         От специалистов коррекционной службы выступили логопеды Босс А.А., Дурновцева Е.В., Новикова О.В. и психолог Рудниченко Е.Н. Они поделились своим опытом работы с диагностиками (мониторингами). Дали рекомендации по использованию мониторингов для выявления уровня социально-коммуникативного развитие. Разработали и раздали воспитателям алгоритм отчета по проведенным мониторингам, связанных с развитием и использованием альтернативной и дополнительной коммуникацией. Логопедом  Новиковой О.В.  было проведено несколько игровых моментов.

Далее логопед Босс А.А. рассказала, что при поступлении ребенка в нашем учреждение специалисты знакомятся с ним и его сопроводительной документацией, проводят психолого-педагогическое обследование с целью создания оптимальных условий для  воспитания и обучения ребёнка.

Психолого-педагогический консилиум:

  • проводит психолого-педагогическое обследование;
  • уточняет воспитательно-коррекционные потребности ребёнка;
  • обеспечивает организационно-методическую поддержку специалистов, работающих с ребенком.

Членами психолого-педагогического консилиума при первичной диагностики обращается особое внимание на способность ребенка к регуляции поведения и к самоконтролю, а также на наличие психологических качеств, необходимых для адаптации в детском коллективе.

Определяют его готовность к обучению -уровень умственного развития объем знаний и представлений об окружающем мире, навыки речевого общения, проявление познавательной активности, эмоционально-волевой и социальной зрелости. Устанавливают характер и причины имеющихся трудностей, что может повлиять на решение поставленных задач, на что нужно обратить на это особое внимание.

В ходе психологического обследования обязательным является изучение не только отдельных психических процессов, но и личности в целом. Психолог выявляет: особенности психического развития ребенка (время сензитивных периодов развития речи, движений и т.п.); начало формирования навыков опрятности, самообслуживания, общения с детьми;определяет состояние моторики, характер игры.

В ходе логопедического обследования логопед выявляет:

нарушение устной речи, сформированность письменной речи дефектное произношение звуков; двигательная активность артикуляционных органов, лексический запас, грамматический строй, развитие связной речи развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

В ходе обследования социальный педагог:

оценивает уровень сформированности представлений, действий/операций отмечая степень самостоятельности воспитанника, уровни выполнения действий «выполняет действие самостоятельно», уровни представлений: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

На основе результатов психолого-педагогического обследования составляется заключение, включающая оценку развития воспитанника, имеющихся у него навыков и умений на момент проведения обследования.

В заключении еще раз обратили внимание на раздаточный материал (алгоритм отчета по проведенным мониторингам). Логопед А.А.Босс пояснила, что описание итогов  мониторинга обязательно должно быть  по направлениям, тем направлениям, по которым проводится коррекционно-воспитательный процесс на начало, середину, конец учебного года.

Использование метода количественного анализа (%, по уровням развития), графического метода (графики, диаграммы). Для качественного анализа в каждом направлении раскрываются применяемые методы и приёмы, используемые пособия, проводимые мероприятия/занятия.