Методическая работа

17 ноября 2021г. в Мысковском детском доме-интернате по плану методической работы прошел семинар-практикум на тему "Формирование социально-бытовых знаний и умений"

31В начале семинара  выступила руководитель методического объединения Вдовенко Г.А. Она рассказала, что формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой систему работы, которая направлена  вначале на полноценное восприятие ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий, приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений.

Основной целью педагогической работы, является достижение каждым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости.

Следовательно, помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд – одна из главных задач обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ.

Далее выступила воспитатель Веснина О.А.. Она поделилась своим опытом работы по данной теме. Рассказала о мероприятиях, которым она отводит ведущую роль в формировании социально-бытовых знаний, умений и навыков маломобильных детей с ОВЗ. Это:

  • Экскурсии.
  • Наблюдения за реальными объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих ситуациях.
  • Моделирование подобные ситуации на занятиях.
  • Выполнение практических работ: рисование, лепка, конструирование.
  • Многократное применение новых слов, фраз.

Воспитатель Кузнецова Е.В. рассказала об использовании игровых методов и приемов, для успешного формирования социально-бытовых навыков, а так же натуральные предметы, изображения, фотографии. В заключение своего выступления рассказала о достижениях детей, их успехах.

Воспитатель Мижакова О.В. дала характеристику своей группе и рассказала о осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода к воспитанникам. Многократное повторение и поощрение за каждую маленькую «победу» отдельного ребёнка, его усилия и старание.

Далее психолог Рудниченко Е.Н. рассказала о необходимости уделять особое внимание педагогу работе по снятию эмоционального напряжения детей (тревожность, агрессивность). Дала ряд упражнений.

В заключении выступила зам.директора по УВР Н.Г. Зелененкина. Она провела рефлексию, коллективно были  подведены  итоги семинара. Заключение: все мероприятия педагоги направляют на формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков детей. Они ищут самые оптимальные пути воспитания детей, используют передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс воспитания и развития  был радостным, доступным.

В современном мире ребёнок с ОВЗ должен наравне со всеми жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой!

26 мая 2021г. в Мысковском детском доме-интернате музыкальный руководитель Рогожникова Татьяна Петровна провела открытое занятие с элементами театрализации на тему: «В гостях у сказки «Репка»

14Цель занятия: развитие эмоциональной сферы детей через вовлечение в музыкально-театрализованную деятельность.

В ходе занятия решались следующие  задачи:

- развивать вокальные способности, музыкальный слух;

- развивать артистические способности и координацию движений;

- закреплять навыки элементарного музицирования на муз. инструментах;

- совершенствовать коммуникативные качества.

Занятие состояло из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

         В начале занятия ребята поприветствовали друг друга, затем прошла беседа о сказках. Далее Татьяна Петровна предложила детям отгадать загадку, а правильный ответ поможет всем  узнать тему занятия.  Ребята почти хором отгадали загадку и все узнали, что речь пойдёт о сказке «Репка».

         Далее дети перечислили героев сказки, подобрали каждому герою свой музыкальный инструмент, который бы передал его характер, настроение, движение, а также  распределили между собой роли. Затем прошла весёлая разминка, которая придала детям сил, энергии и веселого настроения.

         И вот пришло время показа самой сказки, где ребята раскрыли свои актерские и музыкальные  таланты, обыгрывая своих героев и озвучивая их  музыкальными инструментами.  В финале сказки ребята исполнили песню о «Репке» и о дружной семье, которая помогла им, справится с нелёгкой задачей.

         Занятие было познавательное, интересное, увлекательное. Ребята получили массу положительных эмоций.

16 апреля 2021г. в Мысковском детском доме-интернате в рамках проекта «Учимся общаться» логопед Новикова О.В. провела консультативное занятие для воспитателей отделения реабилитации

1216 апреля 2021г. в Мысковском детском доме-интернате в рамках проекта «Учимся общаться» логопед Новикова О.В. провела консультативное занятие для воспитателей отделения реабилитации на тему «Выбор и использование средств альтернативной (дополнительной) коммуникации при работе с детьми с ТМНР».

В ходе консультации были определены цели и задачи использования средств альтернативной коммуникации, выделены основные принципы работы по внедрению системы АДК. Так же были представлены системы альтернативной (дополнительной) коммуникации: система базальной стимуляции; система жестов; система графических изображений. Большое внимание было уделено изготовлению и применению  средств альтернативной коммуникации (альбом жестов, предметы, фотографии, графические изображения, карточки пекс).

В результате проведения консультации педагоги закрепили и пополнили знания  по данной теме.

7 апреля в Мысковском детском доме-интернате прошёл педагогический совет на тему «Формирование и развитие жизненных компетенций у воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Повестка

111. Тема доклада: «Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости детей с ТМНР»

2. Тема доклада: «Сущность и содержание понятия жизненные компетенции у детей с ТМНР».

3. Тема доклада: «Труд как средство воспитания и коррекции личности подростков с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

4. Тема доклада: «Формирование жизненных компетенций в сфере культурно-досуговой деятельности у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

5. Тема доклада: «Формирование навыков социального  поведения у детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью».

6. Тема доклада: «Адекватная социальная позиция педагога, как основное условие последующей социализации детей с ТМНР».

7. Итоги тематического контроля "Организация работы педагогов дома- интерната с воспитанниками в группах и индивидуально по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением коммуникации".

Выступила воспитатель высшей квалификационной категории Аракелян Наталья Ивановна поделилась своим опытом работы по теме  «Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости детей с ТМНР». Она рассказала об используемых технологиях в своей работе с детьми по отработке навыков самообслуживания. Далее представила свои папки –накопители с материалами, иллюстрациями, индивидуальными карточками и др. по данной теме выступления.

Выступила с докладом на тему «Сущность и содержание понятия жизненные компетенции у детей с ТМНР» воспитатель первой квалификационной категории Яббарова Марина Викторовна. Она дала характеристику своей группе и рассказала, какие жизненно- важные компетенции (умения) развивает у детей своей группы. Так же пояснила присутствующим о влияние на дальнейшую жизнь воспитанников формирование у них данных компетенций, а так же на коммуникативное и личностное развитие детей.

Далее  выступили с материалами на другие темы воспитатели: Чегошева Наталья Александровна, Таирова Марина Николаевна, Вдовенко Галина Александровна. Они рассказала о  своей работе по данной тематике. Большую работу проводят по развитию жизненно-важных компетенций: социально- трудовых;  учебно- познавательных; информационных; коммуникативных.

               С итогами тематического контроля на тему "Организация работы педагогов дома- интерната с воспитанниками в группах и индивидуально по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением коммуникации" познакомила заместитель директора по УВР Зелененкина Наталья Геннадьевна.

           Далее методист Хаджиева провела рефлексию предложив педагогам организовать три творческие группы. Участники каждой группы подготовили выступление по тематическому заданию. В заключении подвели итоги пед.совета и приняли решение.

26 марта 2021г. в Мысковском детском доме-интернате воспитатель Балтусевич Галина Михайловна провела открытое занятие по развитию речи на тему «Весна»

10Главной задачей занятия было: продолжать знакомство детей с приметами весны и учить их грамотно строить предложения, подбирая нужные слова опираясь на наглядность; развивать память и внимание, воспитывать любовь к природе.

Были использованы наглядные, словестные, игровые методы, направленные на развитие речевых, познавательных, двигательных умений и навыков.

Наглядные пособия, которые были подобраны для каждого этапа занятия, были яркие, красочные. Они вызывали интерес у детей и способствовали активизации мыслительной и эмоциональной деятельности, расширению словарного запаса.  Здоровьесберегающие технологии применялись на протяжении всего занятия.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и отвечали заданным темам и целям коррекционно- развивающей деятельности.

25 марта 2021 г. в Мысковском детском доме-интернате, воспитатель Прасол Ирина Евгеньевна провела открытое занятие по окружающему миру с использованием ИКТ на тему «Первоцветы»

010Использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на развитие речевых, познавательных, двигательных навыков и умений и их совершенствование.

На каждый момент занятия подобрала наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности, развитию словаря. Эмоционально поддерживала детей через поощрение достигнутых ими успехов.

Все этапы занятия взаимосвязаны и подчинены заданной теме и целям образовательной деятельности.

Таким образом, поставленные цели и задачи были реализованы. Степень активности детей была на достаточном уровне. Все дети были активно задействованы, потому интерес поддерживался на протяжении всего занятия.

25 феврале 2021г. педагоги Мысковского детского дома- интерната провели круглый стол «Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью"

09Формы и методы ранней профориентации». Выступила методист Т.К. Хаджиева с краткой характеристикой этих направлений в работе интерната. Татьяна Киприяновна рассказала о работе, которая проводится с нашими детьми- выпускниками коррекционных школ и о их дальнейшем обучении и получении профессии.

         Воспитатель Петункина С.А. в своём выступлении остановилась на теоретическом аспекте направления «Формы и методы ранней профориентации» и рассказала о практической работе с воспитанниками своей группы.

Выступление по данному направлению работы продолжила воспитатель Жарикова В.Г.Участникам круглого стола было предложено в игровой форме вспомнить и определить формы и методы ранней профориентации, которые применяются в группе младшего школьного возраста.

По направлению «Коррекционная работа по социально-бытовой ориентировке с детьми с умственной отсталостью» выступили воспитатели Старцева Е.О., Шпак И.В., Чегошева Н.А.

Старцевой Е.А. была представлена презентация проведённой работы  в группе старших девочек, с показом фотографий и слайдов.

Воспитатели Шпак И.В. и Чегошева Н.А. рассказали о работе по социально-бытовой ориентировке с мальчиками старшего возраста. Было представлено много фактического материала в виде папок, фотографий.

Методист Т.К. Хаджиева подвела итоги данного мероприятия, отметив разнообразие представленного материала и его значимость для развития у ребят социально значимых навыков и умений.

Все участники круглого стола остались довольны, так  как данные направления являются одними из ведущих в работе интерната и опыт работы воспитателей был весьма полезным.

11 февраля 2021г. в Мысковском детском доме-интернате по плану методической работы прошел семинар

08

11 февраля 2021г. в Мысковском детском доме-интернате по плану методической работы прошел семинар на тему "Организация и эффективность работы по развитию двигательной активности в режиме интерната и использовании здоровьесберегающих технологий в разные режимные моменты".

В начале семинара выступила методист Т.К.Хаджиева. Она рассказала, что целью современного образования является обеспечение не только педагогического, но и здоровье сберегающего эффекта: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности воспитанников. Здоровье ребенка с ограниченными возможностями, его социально-психологическая адаптация, развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Здоровьесберегающая среда – это здоровое психолого-педагогическое пространство в учреждении. Это совокупность условий, организуемых администрацией интерната, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих воспитанников, с целью обеспечения охраны и укрепления здоровья , создания оптимальных условий для профессиональной деятельности педагогов. В слагаемые этого пространства входит все то, с чем соприкасаются дети в течение дня. Это их взаимоотношения со сверстниками, развивающая  среда, учебный процесс и деятельность во внеучебное время. Задача коррекционно- развивающей работы  интерната – сохранить и преумножить здоровье детей. Основной задачей педагогического коллектива является: оценка состояния здоровья детей и резерв здоровья в процессе развития и воспитания, а также, формирование установки на здоровый образ жизни, сохранение и укрепление  их здоровья через приобщение к здоровому образу жизни.

Далее выступила воспитатель Пивкина Т.В.. Она поделилась своим опытом работы по данной теме. Рассказала о мероприятиях, которым она отводит ведущую роль в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни детей с ОВЗ . Это:

  • Утренняя зарядка.
  • Прогулка.Прогулка в режиме дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности обучающихся, воспитанников.
  • Организация сна воспитанников.
  • Организация и проведение коррекционных часовс использованием физкультминуток, гимнастики для глаз, дыхательная гимнастика, игровой массаж, подвижные игры, пальчиковая гимнастика и др. Кроме того, строго слежу за соблюдением воспитанниками правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течении занятия. 
  • Режимные моментыпо формированию навыков личной гигиены. 

         Особое внимание уделяет усовершенствованию форм и методов организации воспитательных занятий и мероприятий по здоровому образу жизни  воспитатель С.А. Петункина. Она в начале выступления рассказала о технологиях, которые использует в своей педагогической практики:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
  • Технологии обучения здоровому образу жизни;
  • Коррекционные технологии. 

Далее Светлана Александровна рассказала, что на  занятиях по данному направлению проводит беседы об ответственности за свое собственное здоровье, режиме дня, личной гигиене, укреплении и совершенствовании здоровья, о значении утренней зарядки и физической культуры для здоровья человека. Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снизить утомляемость, повысить эмоциональный настрой и работоспособность детей, способствует сохранению и укреплению здоровья воспитанников интерната.

         Дополнительное образование вносит существенный вклад в воспитание и оздоровление воспитанников интерната и реализуется как в первой так и во второй половине дня. Своеобразие этого направления заключается в том, что кроме задачи гармоничного развития личности оно несет в себе обязательный оздоровительный компонент. Дополнительное образование в учреждении осуществляется не только

художественно-эстетическое и др. направления работы,  но и физкультурно-спортивное направление. Об этом подробно рассказал присутствующим педагог дополнительного образования Жгут С.Ф. Далее Сергей Федорович рассказал, что для организации самостоятельной двигательной активности созданы условия и имеется в наличии спортивное оборудование, оборудование для закаливающих процедур и нестандартное физкультурно-игровое оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, игры на веревочках, обруч, кольцебросы, пособия для развития дыхания, познавательные игры-лото, «дорожки здоровья», «диск здоровья» и др.  Дети на занятиях выполняют полезные упражнения не потому что «надо» и «полезно», а потому, что им это интересно и нравится делать. Особенно важна целевая установка на «Внутреннюю картину здоровья». Это новый подход к своему здоровью, когда ребенок представляет себя здоровым человеком, а не больным. Он стремится к двигательной активности, к спортивным упражнениям, думает о профилактике заболеваний, а не о своей болезни и своем месте в ней.

В заключении выступила зам.директора по УВР Н.Г.Зелененкина. Она провела рефлексию, коллективно были  подведены  итоги семинара. Заключение: все мероприятия педагоги направляют на создание здоровьесберегающей среды для наших детей. Они ищут самые оптимальные пути воспитания детей, используют передовые педагогические технологии для того, чтобы процесс воспитания и развития  был радостным, доступным, здоровьесберегающим.

5 февраля 2021г. в Мысковском детском доме -интернате было проведено тренинговое занятие для педагогов «Мы и наши дети в общении»

075 февраля  2021г. в Мысковском  детском доме -интернате было проведено тренинговое занятие для педагогов  «Мы и наши дети в общении».  Провели тренинг  методист Хаджиева Т.К., и педагоги-психологи: Рудниченко Е.Н., Николова Т.В. Цель тренинга: углубление знаний педагогов о психолого-педагогических основах общения с детьми с ОВЗ. Ознакомление их  с функциями, формами и условиями оптимального педагогического общения. Изучение разных стилей общения воспитателя с детьми и самодиагностика стиля педагогического общения.

Методист Татьяна Киприяновна,  познакомилас приемами общения педагогов с детьми. Педагоги-психологи провели  тренинг,  он подкреплялся презентацией. В начале тренинга педагоги-психологи провели тестирование (тесты«Сказки», «Определение педагогического стиля общения») и изучили стили педагогического общения с детьми более подробно. В ходе тренинга с воспитателями обсудили функции, формы, условия оптимизации педагогического общения, педагогические ситуации в работе с детьми. Провели упражнения на умение договариваться, выбирать   стиль общения: «Паровозики», «Мостик», «Говорим на «языке чувств».

В  ходе тренинга  педагоги-психологи  дали рекомендации по использованию эффективных методик при общении с детьми, раздали памятки.

Тренинг прошел в доброжелательной обстановке, активно обсуждали возможные и уже имеющиеся трудности при  общении с детьми, в конце тренинга под тихую музыку с педагогами провели релаксацию.