11 декабря 2020 г. в Мысковском доме- интернате прошел педагогический совет на тему "Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе при работе с детьми с ТМНР"

0111 декабря 2020 г. в Мысковском доме- интернате прошел педагогический совет на тему  "Использование коррекционно-развивающих технологий в учебно-воспитательном процессе при работе с детьми с ТМНР".

         Воспитатель высшей квалификационной категории Аракелян Наталья Ивановна поделилась своим опытом работы по теме  «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания детей с ТМНР в условиях дома-интерната». Она рассказала об используемых технологиях в своей работе с детьми. Познакомила с результатами работы по самомассажу и положительной динамикой влияния этой техники на здоровье воспитанников.

 

         03С докладом на тему «Коллективные игровые технологии как средство развития коммуникативных способностей  детей с тяжелой умственной отсталостью» выступила воспитатель первой квалификационной категории Шпак Ирина Васильевна. Она дала характеристику своей группе и рассказала какие коллективные игровые технологии использует в своей работе с детьми. Так же пояснила присутствующим о влияние игровых технологий на коммуникативное и личностное развитие воспитанников.

 

 

        05 С материалами на тему «Современные технологии как средство психолого-педагогической поддержки воспитанников с ТМНР» познакомила психолог высшей квалификационной категории Рудниченко Елена Николаевна. Она рассказала о современных психолого- педагогических  технологиях, используемых при обучении и воспитании детей с ТМНР (игровые технологии, личностно- ориентированные, здоровьесберегающие, технологии арт-терапии, технологии альтернативной коммуникации, технологии компенсирующего обучения, технологии дифференциации и индивидуализации и др.). Елена Николаевна дала краткую информации об технологиях, используемых в своей деятельности. В заключении с помощью игровой технологии участники педагогического совета выполнили несколько интересных психологических упражнений, которые направлены на снятие утомленности, стресса, агрессии, а также на поднятие настроения, мотивации к деятельности и мн.др.

 

      04 С итогами тематического контроля "Прогулки" познакомила заместитель директора по УВР Зелененкина Наталья Геннадьевна. Она отметила педагогов, которые включают разнообразные игровые технологии и познавательно-развивающие методы в прогулочное время. Это позволяет повысить интерес у детей к прогулкам, укрепить здоровье воспитанников, поднять уровень познавательной активности у детей.

         Заслушав и обсудив выступления Натальи Геннадьевны, воспитателей, психолога приняли решения:

1.Организовать в рамках учреждения систему открытых занятий по теме "Внедрение современных технологий в коррекционно- развивающий процесс";

2.Для достижения более качественных по содержанию прогулок считать целесобразно пересмотреть методические материалы, рекомендации по проведению познавательно- развивающих прогулок.

3. Сделать в группах картотеку проведения прогулок в разные времена года.

       06  В заключении методист Хаджиева Татьяна Киприяновна провела рефлексию. Она раздала всем участникам по три цветных листа (зеленый, красный и серый), на доске повесила три предмета- "мусорная корзина", "мясорубка", "чемодан"  и предложила коллегам проанализировать проведенное мероприятие и сделать выводы: если материал пед.совета был не полезный выберите зеленый лист отправьте в "мусорную корзину", а если материал был для вас ценен и полезен выберите красный лист и отправьте его в  "чемодан". Но если материал на ваш взгляд требует особого переосмысления, доработки отправьте серый лист в "мясорубку". 

          Педагоги весь материал педагогического совета отправили в "чемодан" для дальнейшего использования его в коррекционно- развивающем процессе.

20 ноября Мысковском детском доме- интернате прошёл семинар на тему «Анализ проведенных мероприятий по внедрению развивающего ухода в МДДИ».

DSC 066В работе семинара приняли участие педагоги коррекционной службы и воспитатели.

На протяжении длительного времени сотрудники учреждения активно применяют в своей работе принципы развивающего ухода и рекомендации А.Л.Битовой. Педагоги учреждения создают комфортную среду, в которой ребенок чувствует себя хорошо, спокойно и безопасно. Были изучены основные правила общения с детьми с ТМНР, которые помогают выстроить продуктивное взаимодействие с ними.

На данном мероприятии выступила заместитель директора по УВР Зелененкина Н.Г. Она рассказала о результатах деятельности педагогов по внедрению развивающего ухода в своих группах и динамики развития детей в разделах "Коммуникация", "Бытовые навыки", "Социализация". Далее выступили педагоги с демонстрацией результатов своей работы и рекомендациями для своих коллег по распространению положительного опыта в выше сказанных разделах.

Работа семинара была насыщенной, интересной. В заключении встречи все участники смогли проверить свои знания теоретического материала методического пособия А.Л.Битовой, ответив на десять вопросов, которые подготовила методист Т.К. Хаджиева. С учетом индивидуальных особенностей детей  в группах многие вопросы вызвали бурное обсуждение у педагогов, что позволило им пересмотреть используемые методы, приемы и формы работы с детьми с ТМНР.

Деятельность логопеда

Консультация для воспитателей на тему

«Игры и упражнения с детьми с СНР тяжелой степени».

логопед I квалификационной  категории: Бобровская Е.А.

 Для детей с глубокой умственной отсталостью и СНР тяжелой степени характерна лепетная речь или ее отсутствие, что обусловлено целым рядом причин, в том числе нарушением понимания обращенной речи, недоразвитием артикуляционной моторики, слухового восприятия и внимания, фонематического слуха, отсутствием мотивации общения и речи.

С данной категорией детей необходимо использовать в работе специальные игры и упражнения на формирование первичных произносительных умений и навыков.

Упражнения на развитие понимания речи, речевого слуха, слухового внимания.

Обучать умению соотносить предметы и изображения с их словесным обозначением – упражнение “Покажи”.

Учить детей выполнять действия, связанные с игровой ситуацией. Покажи, возьми, принеси – упражнение “Поручение” (одноступенчатая инструкция).

Формировать внимание к неречевым звукам, развивать чувство ритма – упражнение “Хлопай, как я”, “Топай, как я”.

Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, издаваемых различными игрушками – упражнение “Что звучит?”.

Учить понимать грамматические категории числа существительных – игра “Где много, а где мало?”.

Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода – упражнение “Звуки дома”.

Учить понимать слова обобщающего значения упражнение “Покажи картинку”.

Развивать речевой слух, учить различать на слух голоса знакомых людей и называть их по именам – упражнение “Кто позвал?”.

Развивать слуховое внимание, обучать умению различать на слух звучание различных инструментов.  Реагировать на каждое звучание по-разному – упражнение “Шагаем и танцуем!”.

Развивать внимание к неречевым звукам, различать их по одной из характеристик (тихий – громкий) – упражнение “Внимательные ушки”.

Уточнять и расширять предметный словарь по теме. Обучать узнаванию предметов по их назначению  – “Отгадай загадку – покажи отгадку” на чем можно сидеть? На чем спят?

Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы – упражнение “Найди такую же коробочку”.

Уточнять и расширять пассивный предметный словарь детей по разным темам, обучать узнаванию игрушек и предметов по описанию – упражнение “Веселые загадки”.

Развивать речевой слух, учить внимательно, слушать слова, развивать мышление – “Съедобное - несъедобное”.

Обучать выполнению двухступенчатых инструкций – “Помощники”.

Воспитывать слуховое внимание, учить различать высокие и низкие звуки – упражнение “Кто как голос подает?”.

Учить понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, около, за – упражнение “Кто где?”.

Развивать слуховое внимание, восприятие на слух различных транспортных шумов – игра “Звуки улицы”.

Развивать слуховое внимание, восприятие и дифференциацию на слух различных звуков бубна (звон и стук) – упражнение “Солнышко и дождик”.

Уточнять, и расширят пассивный глагольный словарь – “Выполняй команды!”.

Развитие активной подражательной речевой деятельности.

Воспитание общих речевых навыков.

Учить повторять за взрослым слова, обозначающие близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля).

Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, правильную артикуляцию гласных звуков а, у, преодолевать твердую атаку голоса – упражнение “Послушай и повтори”:

А-а-а! – мама качает малыша;

Уа! Уа! – плачет малыш;

О-о-ох! – стонет старая бабушка

Развивать сильный плавный выдох, активизировать губные мышцы – дыхательное упражнение “Музыкальный пузырек”.

Учить подражать бытовым и музыкальным шумам, издаваемым разными игрушками:

О-о-о – рычит мишка,

И-и-и – ржет лошадка,

Пи-пи-пи – пищит цыпленок,

Бум-бум – гремит барабан,

Оп-оп-оп – прыгает мячик,

Бах упали кубики и др.

Формировать умение договаривать за педагогом звуки, слоги:

У-у-у – самолет,

Ы-ы-ы – пароход,

Ту-ту-ту – паровоз,

Би-би-би – машина,

Ду-ду-ду – дудочка,

Та-та-та – барабан и др.

Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, уточнять артикуляцию гласных а, у, о, и, развивать модуляцию голоса – игра “Пой со мной”.

Развивать интонационную выразительность речи, модуляцию голоса на материале звукоподражаний:

Топ – малыш идет,

Ам – мальчик кушает,

Фу – девочка не хочет есть,

Ох – болит зуб,

Ух – дядя работает,

Эх – мальчик танцует,

Ха-ха-ха–дети смеются,

Ах – душистый цветок,

Развивать правильное речевое дыхание – пропевать на одном выдохе гласных звуков а, у, о, и, а также сочетаний из двух гласных – АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА - голосовое упражнение “Девочки поют”.

Учить проговаривать звукоподражания, слова и фразы:

Кап – капает вода,

Куп – куп – мама купает ребенка,

Ай-я-яй–девочка испачкалась, ванна, вода, мой, мою, мыть, мою ноги (руки).

Учить проговаривать звукоподражания, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, уточнять артикуляцию звуков:

Ам! – зайчик ест капусту,

У-ух! – тянем морковочку,

О-о-о-х! – капуста растет,

О-г-о-о! – большая тыква,

М-м-м! – вкусная груша,

Фу-у-у! – кислое яблоко.

Обучать плавному свободному выдоху – дыхательное упражнение “Листопад”.

Развивать подражания движениям (использование жестов “на”, “дай”) и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ.

Учить называть имена детей, кукол, угощать их фруктами и овощами: Ваня, на! У Вани дыня и т.д.

Развивать умение втягивать и надувать щеки – дыхательное упражнение “Овощи-толстушки и овощи-худышки”.

Учить проговаривать звукоподражания, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, уточнять артикуляцию звуков:

Ой-ой-ой! – уколол пальчик,

Пш-ш-ш! – гладим бельё,

Т-т-т! – шьём на машинке.

Развивать речевое подражание, интонационную выразительность, силу голоса на материале звукоподражаний:

Топ-топ-топ–туфли топают громко,

Топ-топ-топ–тапки топают тихо.

Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, правильную артикуляцию согласного звука Н – упражнение “Поломанный телевизор”;

Та-та-та! – стучим в дверь.

Развивать длительный плавный выдох, активизировать губные мышцы –дыхательное упражнение “Катись, карандаш!”

Учить произносить слова слоговой структуры первого типа – двухсложные слова из открытых слогов, упражнение “Найди и назови”.

Учить составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения:

Мама, иди (веди)!

Ваня, беги!

Папа, неси (пили, бей)!

Аня, мой!

Учить произносить слова слоговой структуры первого типа

– двухсложные слова из открытых слогов, упражнение

“Запомни и повтори”

Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, учить на одном выдохе, произносить 3 - 4 слога, уточнять произношение звуков в звукоподражаниях: У-у-у-у! – вьюга начинается;

В-в-в-в! – пурга начинается;

Х-х-х-х! – греем руки;

У-у-у-х! – катание с горки;

Ух-х-х! Ух-х-х-х! – погреемся.

Ду-ду-ду – игра на дудочке,

Дон - дон, динь – динь – звенит колокольчик,

Та – та - та, бом, бам – бьём в барабан,

Учить правильно употреблять местоимения с предлогом У – упражнение “У кого?” (у меня).

Формировать плавный длительный выдох – дыхательное упражнение “Снег идет”.

Учить запоминать и проговаривать 2 - 3 слова по просьбе педагога: мама, папа; мама, папа, тетя.

Учить отдавать приказания: на, иди, дай.

Учить составлять и проговаривать предложения:

Это уха. Ваня ест уху.

Это дыня.

У Димы дыня.

Вот вода. У Вити вода, Петя, пей воду!

Обучать употреблению глаголов: буду пить, буду есть.

Работать над слоговой структурой слова, уточнять произношение звуков в цепочках слогов – упражнение “Повторяй за мной”

(ды-ды-ды – я хочу воды; ка-ка-ка – дайте молока и др.).

Формировать грамматический строй речи. Обучать употреблению предлога у в значении у кого – д/и “У кого?”, лото “Посуда” (у меня, у Вани, у Ани и т.д.)

Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, уточнять произношение звуков в звукоподражаниях:

П-п-п! п-п-п! – каша кипит,

Ах – мороженое упало,

Ой – тарелка разбилась,

Ам – зайчик ест капусту,

Пых – пых – пыхтит тесто в кастрюле.

Фу - девочка не хочет, есть кашу.

Учить назвать место расположения предмета, используя наречия тут, там, вот; повторять короткий рассказ с опорой на сюжетную картинку: Тут Тома. Там мама. На, Тома, неси.

Воспитывать общие речевые навыки, развивать силу голоса, уточнять произношение в звукоподражаниях – упражнение “Эхо”:

Пых-пых-пых – пыхтит чайник,

Бум-бум – сучит кастрюля крышкой,

Динь-динь – звенит ложка в стакане,

Тук-тук-тук – стучит чашка.

Обучать пониманию вопросов по сюжетной картинке, развивать диалогическую речь, зрительное внимание – работа по сюжетной картинке “Птичий двор”.

Совершенствовать навык договаривания звукоподражаний, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, учить на одном выдохе, произносить 3 - 4 слога, уточнять произношение звуков: – упражнение “Кто как голос подает?”:

Ко-ко-ко – курочка,

Га-га-га – гуси,

Пи-пи-пи – цыплята,

Куд-куд-куда-куры

Гена, гуси, беги, гони,

Вот гуси. Гена, беги. Гена, гони! Петя, пой!

Развивать сильный плавный направленный выдох, активизировать губные мышцы – дыхательное упражнение “Уточки”.

Активизировать речевое подражание, развивать интонационную выразительность на материале звукоподражаний, учить на одном выдохе, произносить 3 - 4 слога – упражнение “Гости”:

Тук-тук! – пришли гости;

Ав-ав! – собака лает;

Мяу-мяу! – кошка мяукает;

Иа-иа-иа! – ослик;

Бее-бее-бее! – баран;

И-го-го! – лошадка;

Му-му-му! – корова;

Ме-ме-ме! - коза и др.

Учить проговаривать слова и предложения: Это кот. Тут Тома. У Томы кот. Вот бык. Учить строить фразы из двух слов: это мама, вот папа, тут баба.

Учить составлять из слов НА, ДАЙ и звукоподражаний простые фразы: на би-би, на, пи-пи, дай ав-ав, дай кота, Ваня, на би-би.

Уточнять произношение согласных звуков, развивать правильное речевое дыхание путем произнесения на одном выдохе нескольких одинаковых слогов (ТА-ТА-ТА, ВА-ВА-ВА и др.) – упражнение “Попугайчик”.

Закреплять умение образовывать форму повелительного наклонения глаголов – упражнение “Воробышки” (сиди, иди, беги, спи и т.д.).

Обучать употреблению личного местоимения с предлогом – упражнение “У меня”.

Продолжать учить проговаривать звукоподражания, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, уточнять произношение звуков:

У-у-у воет волк,

Э-э-э рычит медведь,

Ф-ф-ф фыркает ёжик,

Развивать подражание движениям и речи взрослого, повторять аморфные слова ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ – игра “Ёжик”.

Уточнять произношение гласных и согласных звуков, учить составлять предложения: Папа, ау! Мама, ау! Тетя, ау! Нина, ау! Бык.

Развивать подражание движениям и речи взрослого, повторять аморфные слова ПИФ-ПИФ-ПАФ – игра “Охотник”.

Развивать подражание движениям и речи взрослого, уточнять произношение гласных и согласных звуков, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание: – игра “Ехали-ехали”:

У-у-у – летит самолет,

Ы-ы-ы – плывёт пароход,

Би-би-би – едет машина,

Ту-ту - сигналит паровоз

Чу-чу – едет паровоз.

Развивать правильное речевое дыхание путем произнесения на одном выдохе нескольких одинаковых слогов (БИ-БИ-БИ, ТУ-ТУ-ТУ-ТУ) – д/и “Веселое путешествие”.

Учить составлять предложения:

Это Вова. У Вовы би-би. Вова, дай би-би. Мама, на би-би. Папа, на би-би. Тетя, на би-би. Гуди.

Развивать подражание движениям рук и речи взрослого, учить проговаривать аморфные слова-звукоподражания, вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание:

К-г-к-г – стрельба из пистолета;

Пиф-паф – ружьё стреляет;

П-б-п-б – фейерверк;

Д-д-д-д-д – пулемет стреляет;

Та-та-та,

Бом-бом-бом,

Бам-бам-бам – игра “Бьём в барабан”.

Ду-ду-ду – игра “Поиграем на дудочке”.

Учить проговаривать слова и предложения:

Мак

- У кати мак.

- На, мама, мак!

- Дай, катя, мак!

Вырабатывать правильное речевое диафрагмальное дыхание, уточнять произношение звуков в звукоподражаниях:

А-а-а-х – нюхаем цветы,

Учить проговаривать слова и предложения:

Муха

- Вот муха.

- Мама, муха!

Я иду, я бегу, я дую, я мою, я даю, я веду,

Вода, ухо, губы, нога, ноги.